Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня поговорим о несчастных случаях в жизни ребенка и как помочь в этом случае своему малышу.
Когда малыш только родился и не умеет даже ползать, его безопасность обеспечить очень просто. Главное чтобы в руки не попадали мелкие предметы, осколки от игрушек, полиэтиленовые пакеты. Когда ребенок начинает ходить начинается самое сложное.
Сразу возникает вопрос - "Что же делать? "Ходить за ним по пятам, одергивать и запрещать все трогать? Этого делать нельзя. Такое поведение принесет ребенку только вред, он просто не сможет нормально развиваться. Ни один родитель такого не пожелает своему малышу. Постоянное одергивание, выговоры, заперты – а порой мы не замечаем, что ребенку слишком многое запрещаем, - могут воспитать у малыша, в конце концов, и страх, и пассивность перед жизнью, заложить прочную основу будущего неблагополучия в учебе, в отношениях со сверстниками.
Что же нужно сделать, чтобы соединить безопасность ребенка и свободу? Понадобится гибкое поведение, придется отказаться от целого ряда привычек, перестроить многие действия.
Пока малыш не начал делать свои первые шаги нужно осмотреть внимательно свой дом. Во - первых убираем в ущерб уюту и удобству в места, недоступные для малыша, бьющиеся предметы, ножницы, иголки, бритвы – то есть все то, что может поранить ребенка. Во - вторых, лекарства, едкие и ядовитые вещества для хозяйственных нужд, стиральный порошок - все это необходимо убрать как можно дальше. Обязательно необходимо следить, чтобы были убраны спички, зажигалки, сигареты. Исключаем из доступности мелкие вещи, которые ребенок без труда может засунуть в рот! Розетки должны быть обязательно защищены заглушками. Когда приняты такие предосторожности, то уже поводов для ограничения становится меньше.
Но это только часть дела. Подумайте , когда вы занимаетесь домашними делами, не возникает ли при этом обстоятельств, которые могут причинить ребенку травму. Если да, то необходимо постараться откорректировать свои действия. Рассмотрим несколько примеров травмоопасных ситуаций в быту.
Вы стираете. Прокипятили белье, сняли таз или ведро с плиты и поставили на пол. Ребенок , который везде бегает, может споткнуться и упасть в кипяток.
Вы гладите. Утюг стоит на столе. Ребенок , возможно, уже брал в руки утюг, когда он был холодным, и , не подозревая об опасности, снова тянется к нему. Для него данная « игрушка» очень привлекательна - мама ведь ей пользуется. И ваши предостережения, вполне вероятно, помогут только в данный момент.
Если вы что-то шили, то могли по забывчивости воткнуть иголку в спинку дивана, или случайно уронить на пол, равно как и пуговицу. Ребенок может их найти и подобрать.
Поэтому нужно постараться занять чем-то ребенка в момент, когда вы занимаетесь домашними делами. Например, вы на кухне. Кухня всегда завораживает детей: там много всяких интересных и замечательных вещей. И если вы готовите, малыш обязательно будет крутиться под ногами. Попробуйте сделать так. Уберите все потенциально опасные вещи подальше от края стола, предложите ребенку следующую игру: заполнив ящик стола различными игрушками и предметами домашнего обихода, попросите сына или дочку открыть его. Закрывание и открывание предметов – одно из любимых занятий детишек, поэтому, вы на какое то время займете внимание малыша. В ящик стола можно положить деревянные ложки, мисочки, бумажные стаканчики, игрушечные кастрюльки – словом, предметы, используемые для приготовления пищи, но безопасные для ребенка.
Другая игра основана на любви детей к соотношению размера и формы предмета. Освободите несколько жестяных банок из-под круп: больших, средних и маленьких. Ваш ребенок долго будет вкладывать и выкладывать банки, осваивая размер. Банка с крышкой, наполненная разными предметами, дает возможность малышу прятать и находить их, греметь ими, открывать и закрывать крышку. Главное не забывайте – детали не должны быть мелкими.
Еще одно интересное занятие – сделайте на крышке картонной коробки отверстие и подберите предметы, которые можно туда опустить. Это прекрасное упражнение для моторики.
Вы вправе возразить, что всего-то от ребенка не спрячешь. Это так. Более того, когда малыш начнет уверенно ходить, пола ему будет мало.
С неприятными сторонами окружающего мира малыш у все равно придется познакомиться. Это необходимый жизненный опыт. Без него нельзя научиться правильно обращаться с предметами. Другой вопрос – в какой степени придется малышу сталкиваться с данными предметами. И здесь велика роль родителей. Благодаря вам ребенок может узнать о далеко не безобидных свойствах различных предметов, но с наименьшими потерями для себя. Вы должны делать ему как бы «прививки отрицательного опыта», предотвращая тем самым несчастье.
Что нужно для этого делать?
Процитируем выдержку из одной публикации Б. П. и Л. А. Никитиных посвященной безопасности ребенка.
«…Мы стали знакомить малыша с опасностью, чтобы он сам становился осторожным…
Оставляли, например, в доступных для малыша местах разные предметы и игрушки, чтобы он мог их спокойно взять. Среди безопасных предметов «попадались» и вещи с «сюрпризами».
Вот на столе стоит кружка. Она уже знакома нашей десятимесячной дочке. Малышка без опасения ее берет – и, какая неприятность: из кружки выливается вода прямо на трусики – сплошное огорчение! Но и польза: после двух трех таких сюрпризов она не потянет уже со стола не только кружку, но и все остальное.
Так, обязательно в нашем присутствии, мы давали возможность познакомиться малышам с иголками, булавками, ножницами… Допустим, мама шьет, а малыш сидит на высоком стульчике, рядом с нею, перебирает разные лоскутки, катушки, но вот вдруг попадается иголка (под маминым присмотром). Малыш, конечно, тянется к ней, вот-вот возьмет.
-А! А! – говорит мама (это сигнал об опасности). – Острая, больно будет!
Булавку он все-таки взял, хотя с некоторым опасением. А мама берет его руку, повторяя:
- Больно! Острая! – и тихонечко колем пальчик. – А! А!
Малыш морщится, ему немножко больно, он опасливо отдергивает руку. А через два – три таких «урока» сам показывает на кончик булавки или иголки и говорит озабоченно: « А! А!»
А как привлекателен для малышей сверкающие никелем чайник, утюг – ну как к ним не потянуться.
Спрятать? Тогда они станут еще белее притягательными. И мы разрешаем схватить, прикоснуться – так, чтобы это было неопасно, но чувствительно. И всегда повторяем: «А! Больно будет, горячо!» - и малыш уже верит на слово, может даже заплакать от огорчения. А самое главное, он сам становится все осторожнее, внимательнее. А это куда более надежная защищают всяких опасностей, чем самая тщательная опека взрослых!..."
Особо остановимся на такой больной теме, как уличная транспортная травма. Родители прежде всего сами должны соблюдать навыки правильного выхода на проезжую часть: всегда останавливаться у бордюрного камня тротуара и осматривать улицу слева и справа, прислушиваться: если у обочины неподалеку стоит крупногабаритный автомобиль, или рядом с вами забор, или растут кусты - порой лишь только слух позволяет узнать о приближающемся автомобиле. Дорогу можно переходить только тогда, когда она свободна. Это элементарные правила поведения на дороге. Помните, малыш прежде всего перенимает ваше поведение. И если вы на глазах ребенка перебегаете дорогу, не соблюдая осторожности, то ваш малыш при любом недосмотре сделает так же.
Возьмите себе за правило, что находясь на проезжей части вместе с малышом – не спешить!
Вы должны знать о наиболее распространенных ловушках, которых страдают не только дети, но и взрослые. Обычно такие ловушки возникают,когда обзор проезжей части загораживают неподвижные предметы( заборы, кусты, дома) и подвижные предметы (автомобиль, группа людей). Например, вы стоите у края дороги. К вам издали приближается грузовой автомобиль. Лучше не рискуйте переходить дорогу, так как за ним может ехать легковой автомобиль, который не виден издалека. Вы можете попасть в опасную ситуацию. В таких условиях автомобиль лучше пропустить. Такие же опасные ситуации могут возникнуть и на остановках общественного транспорта. Лучше всего подождать, когда автобус или троллейбус отъедут, и вы сможете убедиться в безопасности перехода. Но это не всегда возможно. В таком случае выходите на дорогу сзади автобуса. Ни в коем случае не спереди! Но и обходя автобус сзади, сначала приостановитесь, выгляньте из-за него и осмотрите полосу встречного движения. Все что вы делаете нужно комментировать, чтобы ребенок понимал, что вы делаете.
Обязательно нужно держать малыша за руку, причем крепко, и не за кисть, а за запястье. Дело в том, что детишки очень любят вырываться от родителей и показывать свою самостоятельность. Ни в коем случае его не отпускайте от себя!
Старайтесь избегать опасных ситуаций. Вы и малыш не должны оказаться по разные стороны дороги, так как, видя вас, ребенок обязательно побежит вам на встречу. Дело в том, что у ребенка угол зрения уже, чем у взрослых, и он просто может не заметить автомобиль или растеряться и заметаться на дороге.
Правильное поведение на проезжей части формируется из навыков, которые тем прочнее усваиваются ребенком, чем раньше закладываются и чаще тренируются.
Очень тяжелые травмы получают маленькие дети, которые в момент катастрофы находятся в салоне машины. Поэтому ребенок должен сидеть только в специальном детском кресле, которое прочно фиксируется прочно к сиденью машины. Ну а если все - таки произошел несчастный случай, что же делать?
Первая помощь при несчастных случаях.
Ушибы.
Это повреждение тканей без нарушения ее целостности. Образуется так называемый «синяк». В дальнейшем синюшный цвет кожи приобретает желто – зеленый оттенок.
Первая помощь при ушибах – обеспечение покоя пораженной части тела. В первые 2 – 3 часа на область ушиба накладывают пузырь со льдом (холод в любом виде), для уменьшения отека и кровоизлияния. Если ушиблен сустав, то лучше его забинтовать 8 – образной повязкой. Чтобы отек быстрее прошел, через 2-3 дня применяют тепловые процедуры (ванны, физиотерапия).
Ссадины и царапины.
Такие повреждения обычно случаются с ребенком, если он упал или неосторожно обращался с какими – либо предметами.
Ссадины являются входными воротами инфекции и очень часто служат причиной воспаления лимфатических узлов. Особенно опасны ссадины, которые загрязнены землей, так как в этом случае есть вероятность заражения столбняком.
Ссадины необходимо сразу же очистить от загрязнений, обработать перекисью водорода, смазать раствором марганцового калия или бриллиантовой зелени.
Раны - это нарушение целостности кожных покровов или слизистых оболочек с повреждением глубже лежащих тканей.
Симптомы раны – боль, кровотечение, зияние ее краев. У детей сосуды очень эластичны и легко спадаются, поэтому угрожающих жизни и здоровью кровотечений при обычной бытовой травме у маленьких детей не бывает.
Но не нужно забывать, что при ранениях могут возникнуть осложнения. Например, при колотых ранах может остаться инородное тело (щепка, стекло, гвоздь). Повреждение мягких тканей может сочетаться с переломом костей. Поэтому при любом ранении маленького ребенка необходимо показать врачу!
Рану нельзя заливать йодом или спиртом. Во – первых это причинит боль малышу, а во – вторых вызовет ожог тканей, из-за чего рана будет дольше заживать. Обрабатываются только края раны. Ни в коем случае нельзя удалять из раны инородные тела руками и притрагиваться к ней. Если после наложения повязки она начнет промокать, то ее не снимают, а только подбинтовывают сверху.
При артериальном кровотечении необходимо наложить жгут выше раны. Его накладывают на мягкую подкладку, чтобы не прищемить кожу. Чтобы кровотечение прекратилось, жгут затягивают так, чтобы перестал прощупываться пульс на периферических артериях рук и ног. Но самое главное нужно помнить, что жгут нельзя держать более полутора – двух часов! Поэтому обязательно должно быть написано точное наложение жгута.
Если под рукой нет жгута, до его изготовления из подручного материала остановите кровотечение сдавливанием артериального сосуда пальцами в местах, где артерия лежит рядом с костью, к которой ее можно прижать. При кровотечении на ноге артерию сдавливать нужно в паховой области, а на руке – на внутренней поверхности средней трети плеча. К этому методу прибегают и тогда, когда жгут лежит около 2 часов: прижав артерию к нужной точке, жгут ослабляют, давая возможности крови поступить к обескровленной конечности по вспомогательным сосудам.
Укушенные раны.
Особенностью таких ран является то, что они загрязнены слюной животного, в которой может оказаться возбудитель бешенства. Поэтому пострадавшему помимо хирургической помощи потребуется сделать прививку против бешенства.
Ожоги.
Это распространенный вид травмы у маленьких детей. Дети прикасаются ко всем поверхностям, которые могут быть разогреты до высоких температур(утюг, конфорка плиты..), пламени, опрокидывание на себя емкостей с горячей или кипящей жидкостью, поражение электрическим током, контакты с щелочами, кислотами, каустической содой – все это приводит к ожогам.
При небольших ожогах пораженное место можно смазать вазелином, маслом подсолнечным или даже сливочным, а затем наложить свободную марлевую повязку. Если ожог более сильный и появился волдырь, его лучше не трогать – не вскрывать и не протыкать иголкой. Многие волдыри заживают сами, не лопаясь. Если же волдырь лопнет, то нужно лишнюю кожу отрезать ножницами, прокипяченными в воде в течении 10минут, а ранку необходимо накрыть стерильной марлей, смоченной в вазелиновом масле. НИКОГДА не смазывайте ожоги йодом!
При глубоких ожогах на рану накладывают стерильную повязку. Ребенку дают обезболивающее средство, например анальгин, согревают, а затем немедленно доставляют в стационар.
Если у ребенка обожженно 3 – 5% поверхности тела, может развиться ожоговый шок. При таком шоке малыш испытывает сильнейшую боль, так как ткани становятся источниками мощной болевой пульсации. Через обожженную поверхность ребенок теряет огромное количество жидкости, у него резко уменьшается объем циркулирующей крови. Происходит интоксикация организма, так как с раневой поверхности всасываются продукты распада тканей. Следовательно, малышу срочно необходима комплексная медицинская помощь в стационаре.
Малыш при ожоговом шоке сначала возбужден, а потом заторможен. У него резко бледнеет кожа, падает давление, учащается пульс, дыхание становится поверхностным.
Если ребенок получил солнечный ожог, то он не должен бывать на солнце до тех пор, пока не пройдут все последствия травмы. Обожженные места смазывают детским кремом, борным вазелином, растительным маслом. Если появились пузыри, то можно положить на 10 минут повязку, смоченную в растворе марганцовокислого калия.
При поражении электрическим током появляются долго не заживающие и с трудом поддающиеся лечению раны. В качестве доврачебной помощи накладывают стерильную марлевую повязку.
Если ток прошел через грудную клетку или голову, то в обоих случаях малыш нуждается в реанимации. Ребенка укладывают на спину, голову запрокидывают назад как можно дальше и удерживают в таком положении, подложив под шею валик, например из свернутого полотенца или одежды. При этом язык немного выдвигается вперед и не препятствует прохождению воздуха. Затем начинают вдувать воздух через нос или рот ребенка. В первом случае рот малыша закрывают ладонью, чтобы воздух не выходил через рот, а нос – чистым платком и через него вдуваем воздух. Во втором случае поступают наоборот – зажимают ноздри, а воздух вдыхаем через рот. При оживлении совсем маленького ребенка действовать следует осторожно, так как легкие малыша не могут вместить весь воздух ,выдыхаемый взрослым. Вдувания должны быть частыми – каждые 3-4 секунды. Если сердце у ребенка бьется, то искусственное дыхание продолжают до тех пор, пока малыш не начнет самостоятельно дышать.
Если сердцебиение не прослушивается, пульс на сонной артерии не прощупывается, а цвет кожи приобрел синюшный оттенок, то кроме искусственного дыхания необходимо делать еще закрытый массаж сердца. Ребенка необходимо положить на жесткую поверхность( пол, доску, щит) и немного приподнять его ноги, для того чтобы облегчить приток крови к сердцу из вен нижних конечностей. Реанимирующий находится слева от пострадавшего. Ладонь одной руки кладет на переднюю поверхность грудной клетки ближе к ее краю (но не на самый край) и производит надавливание по направлению к позвоночнику в виде быстрых толчков. Таких надавливаний у маленьких детей должно быть 100 – 120 в минуту. Закрытый массаж сердца у грудных детей делают двумя пальцами или даже одним. Перед началом массажа сердца легкие ребенка заполняются воздухом, затем производится 5 надавливаний на грудину, после чего цикл повторяют. Искусственное дыхание продолжают до тех пор, пока у ребенка не установится самостоятельное дыхание.
Отморожения.
Чаще всего дети отмораживают пальцы на руках и ногах, уши, нос, щеки. При этом кожа становится белой. При незначительном отморожении пораженные участки краснеют, в них ощущается боль, жжение. Через некоторое время эти ощущения становятся меньше, но пораженные места некоторое время остаются чувствительными к температурным воздействиям.
Если отморожены конечности, то в качестве первой помощи их помещают в воду комнатной температуры. В течении 20 - 30 минут постепенно подливаем теплую воду, чтоб температура воды поднялась до 37 градусов. Во время этого конечность массируют в направлении от пальцев вверх. Далее осушают промокательными движениями, накладывают стерильную повязку и тепло укутывают. Отмороженные уши, нос и щеки осторожно растирают круговыми движениями пальцев.(СНЕГОМ РАСТИРАТЬ НЕЛЬЗЯ!)
Если переохлаждение длилось долгое время, то есть произошло замерзание, малыша необходимо поместить в ванну с температурой воды 37 градусов. Малышу делают массаж, дают горячее питье, укладывают в согретую постель. К ребенку нужно обязательно пригласить врача, так как замерзание нередко осложняется воспалительными заболеваниями почек, дыхательных путей, легких. Возможны расстройства пищеварения.
Отравления.
Если ребенок съел или выпил что - то ядовитое нужно немедленно вызвать рвоту. Для того чтобы она была обильной, дайте ему столько теплой воды или молока, сколько он может выпить. Положите малыша на живот так, чтобы голова свешивалась. Подставьте таз, быстро засуньте ему в глотку два пальца и двигайте ими до тех пор, пока не начнутся рвотные позывы. Хорошо повторить промывание желудка несколько раз.
Рвоту можно вызвать и другим способом. Можно дать ребенку стакан соленой воды (1столовая ложка соли на 200 мл воды) и малыша вырвет без помощи пальцев в его глотке.
Малышу не всегда удается промыть желудок. В таком случае напоите малыша теплым молоком, киселем или каким – либо слизистым отваром.
Если вы точно знаете, что ребенок выпил кислоту или щелочь, то в первом случае его нужно напоить водой, в которую добавляется питьевая сода из расчета 30г на 200 мл воды, а во втором случае – слабым раствором уксуса (100 мл 6% уксуса на 1 литр воды). В питье добавляют кусочек льда.
После оказания первой помощи ребенка обязательно нужно доставить в больницу. Хорошо если вам удастся взять с собой немного рвотных масс.
Если отравление вызвано вдыханием газа из газопроводной сети или угарного газа, малыша немедленно нужно вынести на свежий воздух, а если он не дышит то сделать искусственное дыхание, а при необходимости и закрытый массаж сердца.
Утопление.
Прежде всего, нужно удалить из дыхательных путей и легких воду, для чего ребенка переворачивают вниз головой, отводят назад нижнюю челюсть и ждут, когда выйдет вся вода. Ребенка постарше кладут животом на валик из одежды или одеяла, чье – либо колено так, чтобы его бедра оказались на 30 – 40 см выше головы. Затем несколько раз надавливают на спину, добиваясь, чтобы вода вышла из дыхательных путей. С помощью платка быстро высвобождаем рот и нос от грязи и немедленно выполняют искусственное дыхание, а если требуется, то и массаж сердца.
Удушье.
Ребенок может засунуть голову в пакет, просунуть сквозь прутья кроватки, запутаться в чем - либо во время игры и т. д. В любом случае немедленно нужно восстановить приток воздуха к легким малыша. Если он не дышит, необходимо проводить искусственное дыхание (массаж сердца).
Инородное тело.
Дети берут в рот самые разнообразные вещи, потому что до трех лет это является способом знакомства с окружающим миром – все пробуют «на язык». Мелкие вещицы во время кашля, плача или смеха могут попасть изо рта в гортань. Том же может произойти и с пищей во время еды. При этом у ребенка появляется приступообразный кашель, затем возникает удушье, малыш синеет, может потерять сознание. Мелкие предметы неправильной формы способны поранить ткани гортани и вклиниться в нее. В таком случае в первое время у ребенка дыхание не нарушено, но он жалуется на боль в горле, а в слюне или мокроте обнаруживается кровь. Спустя некоторое время развивается отек гортани и наступает удушье.
Бывает, что инородное тело попадает дальше в бронхи. Ребенок сначала кашляет, но потом дыхание восстанавливается, и многие родители успокаиваются и не обращаются к врачу. Но в дальнейшем у малыша развиваются тяжелые заболевания. Поэтому при попадании инородного тела в дыхательные пути необходимо обязательно обратиться к врачу!
Малыш может проглотить рыбную косточку, иголку, булавку. В этой ситуации он будет жаловаться на боль в пищеводе или груди, иногда начинается рвота. Немедленно везите его к врачу! В этом случае вы ему не сможете помочь самостоятельно.
Очень часты случаи, когда малыш засовывает в нос или ухо мелкий инородный предмет – пуговицу, маленький шарик. В таких случаях тоже лучше обращаться сразу к врачу. А не пытаться самостоятельно вытащить этот предмет, так как вместо помощи можно сделать только хуже и протолкнуть его дальше. Можно попробовать, чтобы ребенок высморкался и предмет вышел. Для этого нужно сделать спокойный вдох, закрыть свободную ноздрю и высморкаться. Но в случае, если ребенок слишком мал, то он может просто вдохнуть воздух в себя и предмет продвинется только глубже. Можно попробовать достать предмет чиханием. НО мы не всегда можем догадаться, что малыш что - то затолкнул себе в нос. Тогда через несколько дней из носа появляются плохо пахнущие выделения с кровью. Это вас должно насторожить. И в любом случае ребенка обязательно нужно свозить в больницу и показать врачу!
Будьте всегда внимательны и не занимайтесь самолечением! Если что то случилось обязательно обращайтесь к врачу! Берегите детей.
Добавил в свои закладки. Теперь буду вас намного почаще читать!
Замечательно, полезная информация
Интересная тема, приму участие. Вместе мы сможем прийти к правильному ответу.
В этом что-то есть. Раньше я думал иначе, спасибо за помощь в этом вопросе.
Меня тоже волнует этот вопрос. Скажите мне, пожалуйста — где я могу найти больше информации по этому вопросу?
Благодарю за информацию. Я не знал этого.
Специально зарегистрировался на форуме, чтобы сказать Вам спасибо за поддержку, как я могу Вас отблагодарить?